Советы психолога

Признаки тяжелого стресса у маленьких детей

 

  1. У маленьких детей 3-4 лет признаком стресса являются регрессивные изменения. То есть ребенок начинает хуже говорить, растягивать слова, говорить с запинками и т.д.
  2. Навязчивые движения – тоже важный маркер стресса. Например, грызет ногти, крутит прядь волос, выкручивает пуговицы, завязывает узелки из любой бахромы, дергает себя за нос.
  3. Также существуют навязчивые движения мимических мышц, что характерно для детей с неврозоподобными расстройствами.
  4. Поведенческие изменения. Агрессия, вспыльчивость. Трудности с концентрацией внимания.
  5. Физические проявления стресса

Головные боли и боли в области желудка или кишечника. Первое – это то, на что родители не склонны обращать внимание. Очень часто родители не верят, утверждая, что «вот когда ты идешь гулять или к друзьям, у тебя не болит, а когда тебе нужно садиться за уроки, тогда у тебя болит живот».

Но действительно именно тогда и болит живот. Потому что стресс приводит к выбросу гормонов, которые влияют на нервную систему кишечника, вызывая спазмы и боли.

  1. Для всех возрастов характерен беспокойный сон, сложные засыпания.

 

Что делать, если вы обнаружили у своего ребенка несколько перечисленных симптомов?

 

- Во всех случаях яркого проявления навязчивых движений стоит обратиться к неврологу. Навязчивые движения могут сочетаться с беспокойным сном, с нарушением концентрации внимания, или с нарушениями пищевого поведения. Если вы наблюдаете хотя бы три симптома, то лучше обратиться к неврологу. Это не страшно и совсем не обязательно про медикаментозную поддержку.

- Если навязчивые движения только появились, то не фиксировать на них внимание, особенно при движении мимических мышц, ни в коем случае не бороться с этими «вредными привычками», это не то, что ребенок может контролировать. Зачастую, когда стресс проходит – навязчивые движения сами исчезают.

- Выстроить режим

Первое что надо сделать – это проанализировать режим. Потому что достаточный сон – один из путей борьбы со стрессом. Достаточный сон для дошкольника – это 10-11 часов. Для школьника младшего возраста – 9-10 часов. Для подростка – 9 часов. И для старших школьников 8-9 часов.

- Активность на свежем воздухе.

Дети должны 2-2,5 часа проводить на воздухе в активных движениях. Посмотрите, не перегружены ли ваши дети, нет ли у них вот этого «симптома ситуация ограничения времени».

 

Психолог, физиолог и доктор биологических наук, профессор Безруких М.М.

свернуть

Памятка для родителей: поощрение и наказание ребёнка в семье

 

  • Не наказывайте сгоряча и дважды за один и тот же поступок. В гневе вы слышите только себя, а крики подливают масло в огонь. Помните, что лучше договориться с ребёнком, в таком случае не придётся кричать и нервничать.
  • Используйте наказание нечасто, и главное – лучше лишить ребёнка хорошего, чем делать ему плохое.
  • Наказывайте только за грубый проступок. Не наказывайте по пустякам, за любое непослушание.
  • Не приводите в пример других детей.
  • Не унижайте, не оскорбляйте ребёнка, не давайте ему унизительных прозвищ.
  • Помните, что такие меры воздействия, как окрики, угрозы, приказания, малоэффективны. В этом случае ребёнок чувствует давление взрослых, испытывает чувство вины, обиды или скуки, а чаще всего всё вместе.
  • Акцентируйте внимание на действиях и поступках ребёнка, обратите внимание на детали.
  • Из всего сделанного ребёнком выберите то, что получилось лучше всего.
  • Пользуйтесь методом описательной похвалы. С уважением рассказывайте ребёнку, что вы видите или чувствуете. Тогда он, услышав подобное описание, будет способен и сам себя похвалить.
  • Подведите итог: «Ты хорошо потрудился», «Вот что я называю упорством», «Ты можешь собой гордиться».
  • Избегайте фразы: «Я так и знал(а), что у тебя всё получится». Вы не знали и не могли знать. А ребёнок может почувствовать, что его усилия не приняли во внимание.
  • Принимайте ошибки ребёнка и воспринимайте их как часть процесса обучения.

Способы поощрения и поддержки

ребёнка дошкольного возраста 

  • Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно! Прекрасно! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно!
  • Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво! Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Ещё немного времени, и у тебя это получится. С каждым днём у тебя получается лучше. Твоя работа принесла мне много радости.
  • Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь! Ты смелее, сильнее, умнее!
  • Поздравляю! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад(а) за тебя.
  • Я верю в тебя, у тебя будет получаться не хуже, чем сейчас. Ты сейчас на правильном пути.
  • Молодец! Умница! Ты быстро учишься! Это то, что надо! Ты прав!
  • Большое тебе спасибо. Ты хороший(ая)! Ты – чудо!

Обнимайте и целуйте ребёнка каждый день!

свернуть

Как подготовить ребенка к школе и развить его способности

Как подготовить ребёнка к школе и развить его способности

 

 

Подготовка к школе – серьёзная задача. От её решения во многом зависит желание и готовность ребёнка учиться, его адаптация к школе и классе, психологическое благополучие первоклассника. Как создать необходимые условия для развития ребёнка и его успешной подготовки к обучению в школе. В качестве ответа на него предлагаем несколько полезных практических рекомендаций.

Большое внимание уделяйте чтению.

Родителям нужно много беседовать с ребёнком, выразительно читать, а лучше декламировать наизусть стихотворные тексты (потешки, песенки и др.), максимально передавая эмоции, умело интонируя, сопровождая живой мимикой, при этом поддерживая с ребёнком контакт глаз. В этом случае малыш не только буде чувствовать себя более уверенно, но и быстрее освоит родную речь. Постепенно список для прослушивания должен дополняться более объемными и сложными произведениями, с учетом взросления ребёнка.

Обязательно обсуждайте читаемое с ребёнком произведение.

Во-первых, нужно принимать во внимание, что малыш еще не обладает большим запасом представлений и жизненным опытом, поэтому многое из услышанного не понимает. Следует сразу, по ходу чтения, давать пояснения, интересоваться у ребенка, как он понимает значение того или иного слова, предлагать необходимые разъяснения. Во-вторых, малыш может сделать из прочитанного неправильный вывод, не поняв мотивов поступков героев, не сумев установить причинно-следственные связи, неверно оценив качества личности персонажей. Поэтому необходимо обсуждать с ребёнком героев произведения, побуждать подбирать эпитеты, характеризующие различных персонажей, выражать свое отношение к ним с указанием причин расположения или неприязни, таким образом постепенно подводить ребёнка к основной мысли автора, морали произведения.

Тщательно отбирайте художественные произведения.

Книги должны соответствовать возрасту ребёнка, его интересам, содержать идеи гуманистической направленности, быть красиво оформлены.

Сами читайте художественную литературу.

Личным примером побуждайте ребёнка к чтению, знакомству с окружающим миром через книги и общение.

Посещайте с ребёнком библиотеку.

Научите самостоятельно выбирать книги. Это стимулирует интерес к чтению.

Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете.

Ищите ответы на возникающие у ребёнка вопросы вместе, приучайте его самостоятельно добывать знания, используя словари, энциклопедии, интернет и др.

Стимулируйте любознательность ребёнка.

Побуждайте его задавать вопросы, интересоваться причинами происходящего вокруг и с ним самим. Важно, чтобы ребёнок не боялся спрашивать, не соответствовать ожиданиям окружающих, признаться, что ему что-то непонятно, чувствовал поддержку со стороны родителя, готовность помочь.

Не устанавливайте для ребёнка границ в приобретении знаний.

Зачастую родители ограничивают своего ребёнка, говоря, что он еще мал, чтобы справиться с чем-либо, ему еще рано об этом знать, слишком сложно, это будут потом изучать в школе и т.д. так возникший у ребёнка интерес, не получив подкрепления, угасает, теряется инициативность, желание экспериментировать, утрачивается вера в себя и свои способности. В то же время ребёнок дошкольного возраста может многое сделать сам. Например, после соответствующих разъяснений об условных обозначениях «читать» географические карты, планы местности и помещений, самостоятельно составлять простейшие маршруты, планы, квесты и оформлять их графически; ориентироваться на местности, используя компас, звёздное небо и др.

Приучайте ребёнка планировать свою деятельность и самостоятельно анализировать осуществление ее отдельных этапов и полученных результатов.

Это касается режима дня, чередования труда и отдыха, объёма и сроков выполняемых заданий. Необходимо обсуждать с ребёнком его планы на день, неделю, ближайшие цели и планы на будущее, определять приоритетные и второстепенные задачи, обращать внимание на время, которое он затрачивает на какое-либо действие, упражнение. Кроме того, следует побуждать его анализировать ход и результаты своей работы, спрашивать, что получилось, а что нет, и почему, отслеживать динамику выполнения различных действий и заданий. На основании такого анализа и самоанализа приучать ребёнка вносить коррективы в свои дальнейшие планы. Например, разукрашивал карандашом рисунок, но недостаточно аккуратно, выходя за контуры – в следующий раз обратить на это внимание, постараться исправить. В этом случае развивается самостоятельность, формируется ответственность.

Повышайте общий уровень осведомлённости ребёнка об окружающей действительности.

Например, о животном и растительном мире, технике и транспорте, профессиях и др. Для этого можно использовать различные видеоролики, мультимедий-

ные презентации. Интересной формой совместной деятельности с ребёнком является составление лэпбуков (тематических или интерактивных самодельных бумажных папок-книжек с конвертами, окошками, подвижными деталями, которые малыш сам наполняет, перекладывает, осмысливая, запоминая и закрепляя изученное в игре). Лэпбук позволяет комплексно и компактно представить информацию по любой теме, получив целостное представление о предметах и явлениях окружающего мира, увидеть их взаимосвязи, расширяет кругозор, вызывая у ребенка интерес к выбранной теме, развивает умения поиска и структурирования материала, стимулирует развитие мышления, речи, памяти, творческих способностей.

Приучайте ребёнка обращать внимание на общий принцип решения любой задачи.

Важно нацелить р

ебёнка на понимание сути задания, а не на бездумное копирование по образцу, указать на возможность использования прошлого опыта. В этом случае изменение условий в новых задачах будут вызывать у него не страх неудачи, а желание проявить свои творческие способности.

Уделяйте внимание физическому развитию ребёнка.

Это особенно важно, если ребёнок не посещает учреждение дошкольного образования. Ему необходима двигательная активность, но правильно организованная, с учётом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей. Обеспечить её помогут ежедневная зарядка (лучше совместно с родителями), подвижные игры, регулярные прогулки на свежем воздухе, походы (пешие, велосипедные и др.), занятия танцами, посещение спортивных секций и др. Большое значение имеет регулярность, систематичность занятий физкультурой, совместная деятельность с родителями, их личный пример.

Развивайте творческие и художественно-эстетические способности ребёнка.

Вместе посещайте музеи, выставки, картинные галереи, знакомьте малыша с работами известных художников, прививайте любовь к прекрасному, учите получать эстетическое наслаждение от соприкосновения с искусством. При рассматривании картины (её репродукции) обсуждайте с ребёнком её замысел, сюжет, способы передачи идеи художником, а главное – те чувства, которые у малыша вызывает увиденное. Побуждайте ребёнка к созданию собственных произведений на заданную тему (с использованием разных техник рисования, аппликации, коллажа, лепки, вышивания, вязания, валяния и др.).

Развивайте музыкальные способности ребёнка.

Вместе слушайте музыкальные произведения разных стилей и жанров, посещайте концерты, делитесь своими впечатлениями, обсуждайте, учите описывать свои чувства, возникающие в воображении образы. Знакомьте со способами отображения одной и той же музыкальной темы с помощью разных инструментов, аранжировок, учите ребёнка находить близкий ему по звучанию вариант, формируйте музыкальный вкус.

Вовлекайте ребёнка в совместную деятельность.

Важно, чтобы он чувствовал себя частью семьи, свою значимость для вас, учился сотрудничать при выполнении различных заданий, стремился помочь, приобрести полезные умения и навыки. Это касается любой деятельности ребёнка: игровой, коммуникативной, познавательной, трудовой, двигательной и т.д. Например, совместная уборка, рукоделие, участие в приготовлении пищи, сервировке стола, уходе за домашними животными, занятия физкультурой и спортом и др.

Е. Гапанович-Кайдалова,

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин института повышения квалификации и переподготовки Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины

свернуть

Почему дети грызут ногти

ПОЧЕМУ ДЕТИ ГРЫЗУТ НОГТИ?

 

Привычка грызть ногти (онихофагия) чаще связана со стрессом, нервным напряжением, тревожностью, переживаниями. Привычка грызть ногти как бы успокаивает ребенка, снимает напряжение, доставляет удовольствие.

Заметьте, в каких ситуациях ваш ребенок грызет ногти. Может быть, когда он перевозбужден от нахождения среди большого количества людей? Или может быть он грызет ногти, когда сомневается в своих силах, испытывает чувство неуверенности? А может ребенок грызет ногти, когда злится на кого-то? Заметив причины вредной привычки, будет проще ее победить, помогая ребенку справиться с негативным чувством.

Индивидуальный подход к избавлению от привычки грызть ногти.

Если вы обратили внимание, что ваш малыш грызет ногти, к примеру, только при просмотре телевизора, следует предположить, что именно телевизор является причиной нервного возбуждения. В таком случае стоит ограничить время просмотра телевизора и предложить вместо этого интересные тихие игры или демонстрировать ребенку более спокойные телепередачи.

Если ребенок грызет ногти, когда поссорился с кем-то, подавляя тем самым свою агрессию, следовательно, ему нужно помочь найти другой конструктивный выход агрессии, а затем уже работать над избавлением от вредной привычки.

Таких примеров может быть огромное множество, лучше рассматривать каждый случай индивидуально.

Универсальные рекомендации, как отучить ребенка грызть ногти.

  • не допускайте давления на ребенка. Если заметили, что ребенок грызет ногти, не отчитывайте его за это. Привычка грызть ногти – это почти то же самое, что подергивание ногой, постукивание пальцами по столу или поглаживание волос на голове – все эти действия мы не осознаем, руки и ноги их делают как бы сами по себе. Неосознаваемые действия плохо поддаются контролю. Поэтому в случае с откусыванием ногтей все поощрения и наказания не имеют силу. Ругая ребенка, вы будете создавать еще большее напряжение.
  • самым действенным методом избавления от привычки грызть ногти является обучение ребенка приемам снятия напряжения, к примеру, крепко сжимать и разжимать кулачки; глубоко вдыхать и стараться услышать свое дыхание; держать в руках любимую игрушку и др.
  • еще одним способом борьбы с обкусыванием ногтей является детский европейский маникюр. Приучайте ребенка ухаживать за своими ногтями, вовремя подстригайте их, обращая внимание на то, как красиво они выглядят.
  • отвлекайте ребенка, едва завидев, как ребенок подносит свои руки ко рту, чем-то другим, позволяющим занять руки.
  • Любите, обнимайте и ласкайте своего ребенка – это лучший способ снятия нервного напряжения.

 

 

Автор статьи:

Евстигнеева Любовь Геннадьевна,

детский и семейный психолог

свернуть

Научите детей видеть ложь

Методические рекомендации по профилактике преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних

 

И.В. Ботяновская, Н.И. Каштан

Рекомендации родителям

Научите детей не знакомиться на улице с посторонними людьми.

Не позволяйте детям говорить незнакомым людям свой домашний адрес и телефон.

Ваш ребенок должен знать, что входная дверь должна быть всегда закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже если это почтальон, милиционер, водопроводчик.

Самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, является фраза, что мама и папа заняты. Не следует говорить звонящему, что родителей нет дома. Так же ребенку следует вести себя в случае, если в тот момент, когда он остался дома один, кто-то звонит в дверь.

Поместите рядом с телефонным аппаратом номера ваших телефонов и телефонов экстренных служб (внесите телефонные номера в базу данных телефона).

Ребенок должен знать, кому из друзей и соседей он может позвонить в отсутствие родителей, если он окажется в критической ситуации, испугается.

Выучите с ребенком ваши телефонные номера.

Научите ребенка говорить «нет» любому взрослому, вызывающему у ребенка чувство опасности.

Научите ребенка громко кричать: «Это не моя мама!» («Это не мой папа!»), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.

Придумайте вместе с ребенком «пароль безопасности» – легко запоминающееся кодовое слово, которое он сможет использовать в качестве сигнала в ситуации опасности.

Научите ребенка никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если тот не знает «пароль безопасности».

Не позволяйте детям гулять в непредназначенных для этого местах (на свалках, стройках и др.).

Не позволяйте детям далеко уходить от дома.

Не отпускайте детей гулять в отдаленные места без сопровождения хорошо знакомого вам взрослого человека.

Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада, школы, учреждения дополнительного образования. Если ребенка забирает кто-то другой, предупредите об этом воспитателя или учителя заранее.

Убедите ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок.

 

Не позволяйте детям подбирать предметы и игрушки на улице или брать их у чужих людей. Также не разрешайте принимать от незнакомцев сладости.

Если ваш ребенок регулярно ходит в определенные места (в школу, магазин, кружок и др.), определите с ним наиболее безопасный маршрут.

Даже если вы живете в своем районе не первый год, регулярно обходите окрестные дворы и смотрите, где гуляют ваши дети и чем они там занимаются. Интересуйтесь у своего ребенка, в каком именно месте он гуляет, и периодически проверяйте, что он находится именно там.

Не стесняйтесь требовать от структур, обслуживающих территории района, где вы живете, обеспечения безопасности детей. В вечернее время суток во дворах не должно быть «темных углов». Территория должна быть хорошо освещена. Если детская площадка имеет ограждение, в нем должны быть две калитки, чтобы у ребенка всегда была дополнительная возможность покинуть площадку в случае возникновения опасности.

Не стесняйтесь знакомиться с родителями друзей и знакомых вашего ребенка. Это следует делать всегда. Обменяйтесь с ними номерами телефонов. Держите эти номера и номера ближайшего отделения милиции под рукой.

Если ребенок еще мал, но у него есть мобильный телефон, периодически проверяйте сохраненные в телефоне SMS-сообщения, а также его записную книжку на предмет появления в ней подозрительных контактов и записей. Поинтересуйтесь у мобильного оператора, который обслуживает телефонный номер вашего ребенка, о наличии у него услуги «определение местоположения абонента». Если такая услуга есть, подключите к ней мобильный телефон ребенка. Заблокируйте ненужные приложения.

Если ребенок сообщил вам, что он записался в учреждение дополнительного образования детей и взрослых (клуб по интересам, кружок, спортивную секцию и др.), не поленитесь его посетить. Поинтересуйтесь, кто руководит учреждением, кто следит за порядком, графиком работы, наличием соответствующих лицензий. Внимательно осмотрите учреждение. Помните, что если оно вам не нравится, вы имеете право запретить ребенку его посещать и потребовать от охраны заведения не пускать его туда.

Если вы отдаете ребенка в учреждение дополнительного образования, не стесняйтесь поинтересоваться у руководителя, кто конкретно будет работать с детьми. Говорите с ребенком о его педагогах. Если ребенок не сможет внятно описать отношение к педагогу или вообще не хочет разговаривать на эту тему, обсудите этот вопрос с родителями других детей, посещающих кружок.

Особенное внимание уделяйте этим вопросам при отъезде детей в летние лагеря отдыха. Выясняйте у детей не только, чем они занимаются в течение дня, но и как именно это происходит.

Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен.

При этом нельзя:

– прививать ребенку страх перед сексуальностью;

– вести себя так, чтобы ребенок начал бояться взрослых, видя в каждом из них потенциальную опасность.

Помните: интересы ребенка важнее всего!

Методические рекомендации по профилактике преступлений в сфере половой неприкосновенности несовершеннолетних / сост. : И. В. Ботяновская, Н. И. Кашкан ; ГУО «Мин. обл. ин-т развития образования». – Минск : Мин. обл. ин-т развития образования, 2016. – 32 с.

 

свернуть

Правила о правилах

Правила о правилах

 

Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.

  1. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

  1. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Это правило предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек», т.е. авторитарного стиля общения.

Оба правила, взятые вместе, предполагают особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов о «можно», «следует» и «нельзя».

Найти золотую середину между попустительским и авторитарным стилями помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной.

В зеленую зону поместим все то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, в какой кружок записаться, с кем дружить, когда сесть за уроки…

Действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода, находятся в желтой зоне. Ему разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Иначе говоря, он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил. Например, можно сесть за уроки, когда хочешь, но закончить работу к 8 часам вечера. Можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить.

Эта зона очень важна, так как именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине по известному механизму извне-внутрь. Родитель на первых порах помогает ребенку сдерживать непосредственные импульсы, быть осмотрительным и учиться контролировать себя как раз с помощью норм и правил, которые установлены в семье. Постепенно, привыкая к этим правилам, ребенок следует им без особого напряжения. Однако это происходит, только если вокруг правил не было постоянных конфликтов.

Поэтому бесконфликтное принятие ребенком требований и ограничений должно быть предметом особенной заботы. Постарайтесь в каждом случае спокойно (но коротко!) объяснить, чем вызвано ваше требование. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку для его свободного выбора. Когда дети чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают родительские ограничения.

Пример удачного разговора мамы с пятилетним Петей.

Петя хватает печенье.

МАМА: Сейчас не время для печенья, оно перебьет тебе аппетит. (Ограничение с коротким объяснением.)

ПЕТЯ: А я хочу!

МАМА: Ты обязательно его съешь, но только в конце ужина. (Разрешение с условием.)

ПЕТЯ: Я не хочу ужинать!

МАМА: То есть ты пока не голоден. (Активное слушание.) Хорошо, у нас есть время подождать папу. Он придет, и мы будем есть вместе. Но если ты проголодаешься, я могу покормить тебя и раньше. (Показ возможного выбора.) Ты будешь есть на ужин кашу или жареную картошку? (Возможность выбора.)

ПЕТЯ: Конечно, жареную картошку, и вместе с папой!

Но бывают обстоятельства, когда нам приходится нарушать установленные правила. Такие случаи попадают в следующую, оранжевую зону.

В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые в общем нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. Например, после долгого отсутствия папа приезжает в 10 часов вечера, и ребенку разрешают не ложиться спать до его появления и даже завтра не пойти в детский сад. Или: малыш напуган страшным сном, и мать берет его в свою кровать, пока он не успокоится.

Мы знаем, что исключения только подтверждают правила; не стоит бояться подобных исключений, если они действительно редки и оправданы. Зато дети бывают очень благодарны родителям за готовность пойти им навстречу их особенной просьбе. Тогда они даже больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.

В красной зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это наши категорические «нельзя», из которых нами не делается исключений.

Нельзя бить, щипать или кусать маму, играть с огнем, ломать вещи, обижать маленьких… Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

  1. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Например, родителям часто досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо так много бегать, прыгать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни, рисовать на чем попало, все хватать, открывать, разбирать..?

Ответ прост: все это и многое другое – проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Им гораздо больше чем нам, взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия – все равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло.

Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах, разбирать часы тоже можно, но только если они старые и давно не ходят; играть в мяч можно. Но только не в помещении или подальше от окон; даже бросать камни в цель можно, если позаботиться, чтобы никто при этом не пострадал.

  1. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа другое, а бабушка – третье. Вот как в этом случае.

Лене купили нарядные лаковые туфельки, на следующее утро она собирается в детский сад.

ЛЕНА: Я надену новые туфельки.

МАМА: Нет, Леночка, они для праздников и гостей.

ЛЕНА: Нет, я хочу, хочу сегодня! (Начинает хныкать.)

ПАПА: Не расстраивайся, мы что-нибудь придумаем. Обращается к маме: Может быть, можно, один только раз?

МАМА: Нет, я не согласна. Ребенок должен приучаться беречь дорогие вещи!

ЛЕНА (плачет сильнее): Тогда я не пойду в садик вообще-е!

(Входит бабушка).

БАБУШКА: Что опять случилось?! Опять вы расстраиваете ребенка с самого утра?!иди ко мне, девочка, расскажи, кто тебя обидел. Ах, туфельки? Я тебе куплю сегодня же другие, будешь в них ходить, когда захочешь.

В такой ситуации ребенку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он привыкает добиваться своего, «раскалывая» ряды взрослых. Отношения между взрослыми членами семьи от этого не становятся лучше.

Даже если один родитель не согласен с требованием другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом, уже без ребенка, обсудить разногласие и попытаться прийти к общему мнению.

Не менее важна последовательность в соблюдении правил. Если ваш ребенок два дня подряд ложился в 10 часов вечера вместо 9, то на третий день вам трудно будет уложить его вовремя, он резонно возразит, что вчера и позавчера вы ему «разрешали».

Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность» и принимают, как правило, только то, что не поддается расшатыванию. В противном же случае приучаются настаивать, ныть, вымогать.

  1. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым или властным тоном, то становится трудным вдвойне.

Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Если ребенок спрашивает: «Почему?», то это не потому, что он вас не понял, а потому, что ему трудно побороть свое желание.

Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: «Спичками не играют» вместо «не смей играть спичками!», «Конфеты едят после обеда» вместо «Сейчас же положи конфету назад!», «Хвост у кошки не для того, чтобы его тянули» вместо «Перестань мучить кошку!»

Бывает очень полезно, предвидя трудность ребенка в выполнении требования, обсуждать ее с ним заранее. Если, например, известно, что интересный фильм кончается поздно, а ребенок обязательно хочет посмотреть «хотя бы начало», то стоит предупредить, что придется прерваться на середине фильма. Одновременно можно предложить ему на выбор другие возможности, например, поиграть перед сном в интересную игру или почитать книжку. Если же он все-таки выберет «трудный» вариант, важно проследить, чтобы уговор был выполнен, и ребенок пошел спать вовремя.

Хорошо помочь ему, напомнив о договоре минут за пять до назначенного времени. В таком случае вы окажетесь, скорее, помощником ребенку в выполнении добровольно взятого на себя слова, чем надоедливым «полицейским».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ю.Б. Гиппенрейтер

«Общаться с ребенком. Как?»

 

свернуть

Кризис 3-х лет

Кризис 3-х лет.

Л. Петрановская «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка»

Кризис 3-х лет называется еще кризисом негативизма, потому что самыми главными словами этого периода становятся нет, не хочу, не буду.

Ребенок стремительно растет и развивается. Он так много уже может сам – каждый день больше, чем вчера. И ребенку кажется, что он все может сам. Но мозг по-прежнему некритичен, не может учесть всех обстоятельств.

Психологи проводили эксперимент: детям разного возраста задавали вопрос: «Ты большой или маленький?»

И трехлетки, как один, отвечали: «Я большой!»

А пятилетки: «Я маленький».

У трехлетки критичность еще не развита, он уверен, что когда он сидит на скамеечке и крутит крышку от кастрюли, то он практически как папа ведет машину. В пять лет он уже понимает: нет, это не то же самое. Машина не та. Как папа, он еще не может.

Так и происходят конфликты: ребенок сильно хочет (или не хочет) чего-то и уверен, что вполне сам может решить или сделать, а родители видят ситуацию шире, и согласится с ним не могут. Когда один человек говорит да, а другой – нет – это конфликт, столкновение интересов.

Трехлетка вдруг открывает для себя мир конфликтов, он обнаруживает, что родитель хочет не того же, что и он. Ребенок учится жить в мире, в котором его воля ограничена волей других людей, в котором его желания и желания значимых для него людей не всегда совпадают. В этом главная задача этого возраста.

Важно, чтобы в процессе столкновения с вами ребенок получал разный тип ответных реакций. Чтобы когда-то ему уступали, а когда-то не уступали, чтобы когда-то переводили в игру, а когда-то договаривались, а когда-то еще по-другому, чтобы, как в жизни, были разные варианты. Есть что-то, чего вы не разрешите никогда, хоть он весь день ори. Например, совать пальцы в розетку (предложить свои варианты). И есть вещи, в которых вполне можно уступить: ну, не хочет он такую кашу, не нравится она ему, можно не давать. И еще много ситуаций, когда может быть по-другому. Вместе собрать игрушки. Поспорить с папой, что ребенок не успеет одеться, пока вы считаете до десяти и проиграть. Понять, что Луну с неба достать никак не выйдет.

Помнить, что этот кризис не будет вечным.

Отказывать тоже можно из позиции заботы, а можно из позиции насилия. Можно запрещать, но при этом сочувствовать ребенку, сохранять с ним доброжелательный контакт. Можно предложить контейнирование: «Я понимаю, как тебе хочется еще мультик, но нам пора спать. Ты расстроился? Иди ко мне, я тебя пожалею». Можно предложить свою помощь в перемещении доминанты внимания, чтобы завершить удовольствие было легче: «Как ты думаешь, ты сможешь сам нажать на правильную кнопку, чтобы выключить? Какого она цвета, помнишь? А поможешь мне на стол накрыть – скоро папа придет?»

Если родитель не чувствует себя вправе запретить, если он не в главной ответственной роли, то он должен для того, чтобы запретить, разозлиться: это я не просто так тебе запрещаю, а потому, что ты плохой, ты виноват. «Тебе лишь бы смотреть мультфильмы бесконечно! Ты совсем от рук отбился! Как тебе не стыдно капризничать – такой большой мальчик!» - и все в таком роде. И сразу запрет перестает быть поведением защиты и заботы, он воспринимается ребенком как нападение, вызывает обиду.

Кризис негативизма – действительно сложный момент. Очень многие родительско-детские отношения дают первую трещину именно в этот период. Некоторые родители даже так и говорят: «У нас до двух с половиной лет все было хорошо, а потом он стал невозможным, начал меня раздражать». Раздражение – это признак того, что родителя вынесло из взрослой позиции, из позиции защиты и заботы.

Видели ли вы когда-нибудь такую сцену? Лето, двор. Посреди него лежит большая-большая старая собака, на солнышке греется. И вокруг нее носится щенок. Он бегает, он весь полон сил, ему хочется общаться, он ее то за ухо куснет, то на нее залезет, то гавкнет у нее над ухо, так, что она вздрогнет. И конечно же, он ей мешает, конечно же, она предпочла бы, чтобы он этого всего не делал. Но разве можно себе представить, что она раздражается? Она не раздражается, она слишком большая. Она смотрит на это с совершенно другого масштаба: ну, вот он такой, он щенок, что с него взять.

Когда взрослый чувствует себя очень большим, то дети его не раздражают. Малыш расплескал воду в ванной, неаккуратно ест, долго одевается, скачет и вопит – ну, так он же маленький. Взрослый, который раздражается, перестал быть большим. Его вынесло из взрослой роли.

Иногда, если терпения не хватает и раздражение на ребенка или отчаяние при виде его слез захлестывают, очень полезно спросить себя: «А сколько мне сейчас лет?». И если вы чувствуете, что явно не столько, сколько в паспорте, то самое лучшее в этот момент – отойти немножко в сторону от ребенка и заняться собой. Взять паузу, подышать, умыться, выпить чаю, сделать несколько энергичных движений. Спросить себя: мне сейчас плохо – почему? Услышать свой ответ: «Потому что я устала, потому что я представляю, что мне сейчас вытирать это разлитое молоко, потому что я вообще-то хотела лечь спать сейчас, а не вытирать молоко. Сил никаких нет!» И после этого искренне себя пожалеть, мысленно обнять.

Наверное, совсем от раздражения никто не застрахован. Сложно всегда оставаться большой доброй собакой. Жизнь наша совсем не собачья. Кроме детей, в мире так много всего, что вполне может оказаться больше нас: болезни, безденежье, конфликты с близкими, просто хроническая усталость, - а тут еще и он вопит и требует. Важно, можем ли мы вовремя понять, что вылетели из взрослой роли и поскорее в нее вернуться.

Как мы видим, кризис негативизма – такое время, когда ребенок и ваши с ним отношения могут много приобрести, но могут и серьезно пострадать.

Поэтому самое лучшее, что вы можете сделать для своих детей, когда они начнут с вами скандалить, - скандалить с ними качественно. Разнообразно по репертуару, из позиции силы и заботы, и обязательно восстанавливая потом отношения, показывая, что наши отношения конфликт не может разрушить.

Зато если вы справились, если смогли убедить ребенка, что ваша с ним привязанность прочна и надежна, то вас ждет награда – следующий прекрасный возраст, когда к вам снова вернется покладистый, милый ребенок.

свернуть